Два года назад Николай Лагун был примером self-made man. Если бы не война, то через пару лет он продал бы свой «Дельта Банк» за сотни миллионов долларов.
Топ-банкиры относились к успеху Лагуна иронично. Говорили, что «Дельта» была склеена из рекламы, а не реального банкинга. Говорили, что успех достигался благодаря обильному рефинансированию, которое Лагуну помогал получать экс-первый зампред НБУ Анатолий Шаповалов. Говорили, что с деньгами и связями американского трейдера Cargill – второго акционера банка – любой рос бы как на дрожжах.
Показывали пальцем на огромные проценты, которые «Дельта» платила по депозитам. С одной стороны, это верный признак того, что банк испытывал хронические сложности с деньгами. С другой, это означало, что доходы были еще выше. Иначе за долгие годы этот механизм окончился бы крахом, а не бурным ростом.
Но факт остается фактом. Лагун был мегауспешным. Его замечали, с ним соперничали, его уважали. «Дельта» буквально ворвалась в первую десятку банков, и год за годом уверенно продвигалась к вершине. По большому счету, конкуренцию ей составлял только «Приват» Игоря Коломойского. Госбанки, переполненные заведомо проблемными кредитами НАК «Нафтогазу», на деле куда меньше.